arinin_den: (пёс)
Add MemoryShare This Entry

В Цветаевой гения, пожалуй, и не было. Но был огромный талант, и отсюда - психология всесилия, вызова, требования, самоутверждения (не как человека, а как поэта), бескомпромиссности (утверждения несомненной правды своего искусства при слепоте к "искусству правды"). Цветаева любила в себе свою "стопроцентность", "жертвенность", "безмерность" и, в сущности, не признавала за собою - поскольку абсолютно отождествляла себя, и, наверное, справедливо, с поэтом в себе - никаких недостатков. И потому виноваты (в ее тяжелой жизни, в невозможности из-за этого творить и т.д.) всегда были Другие. В отличие от Блока, от Ахматовой, она - человек без чувства вины или ответственности (кроме как за правду своего искусства, его подлинности, а не "подделки"). Те берут на себя - Россию, мир, революцию, грехи и т.д., Цветаева - нет. Поэтому Блок, Ахматова, даже погибая, побеждают, преображают своим творчеством тьму и хаос. Цветаева гибнет пораженная. В трагедии Блока, Ахматовой, Мандельштама - есть торжество. В гибели Цветаевой - только ужас, только жалость, победа бессмысленной "Елабуги". А Набоков, тот даже не "гибнет". Его гибель - это тот мертвый свет, который навсегда излучает его искусство.


__________________

+



There are 19 comments on this entry. (Reply.)
 
posted by [identity profile] rose2liane.livejournal.com at 08:44pm on 04/01/2013
Весьма спорно вообще-то. Ответственности и вины на МЦ было немеряно.
И какое торжество в трагедии Блока и Ахматовой, не знаю
 
posted by [identity profile] arinin-den.livejournal.com at 09:10pm on 04/01/2013
Это дневниковая запись, не научная статья с цепью доводов и даже не пост в жж, просто личное ощущение и личное высказывание в тетради, а оно не требует доказательств.
Моя же солидарность с этой записью объясняется долгой многолетней жизнью внутри поэзии, прозы, дневниковых записей Цветаевой, а также Блока.. (Ахматовой меньше)
Иногда их тексты мне снились и десятки их строк я знала и знаю наизусть, в воображении беспрерывно шествовала по мукам жизни каждого из них, разговаривала с ними вслух и про себя, даже звонила по телефону.. трудно сказать что это было, какая-то одержимость с моей стороны, но.. в результате, на сегодняшний день,осталось в душе уверенное ощущение практически дословно описанное здесь Шмеманом. Доказать и объяснить не смогу, просто ощущение, что так и есть. Личное ощущение)
 
posted by [identity profile] rose2liane.livejournal.com at 09:34pm on 04/01/2013
Мне тоже близки Блок и Цветаева, сначала стихи, проза, затем воспоминания современников, родственников и вообще всех, кого сталкивала с ними жизнь. Естественно, все мемуары не беспристрастны, но чем больше узнаешь о человеке с разных сторон, тем обьемнее складывается образ. И вывод у меня один - никто не может сказать, с кем себя отождествляла МИ и какую вину и грех несла в душе.А уж о Блоке - это и подавно.
Про торжество трагедии - это какой-то пафос соцреализма
А личные ощущения людей лично не знавших ее - всего лишь ощущения) Приятно, конечно, когда они совпадают
 
posted by [identity profile] arinin-den.livejournal.com at 10:51am on 05/01/2013
"Всего лишь ощущения" да, для многих.. но мне то кажется, что точнее не скажешь. Не боюсь замечать страшные душевные крены, даже в любимых людях. "Какую вину и грех несла в душе" никто до конца не скажет, и до конца не знает, но сказанное ею самой, сказанное и написанное - производит своё впечатление. В сказанном, сделанном, прожитом главное кроется, даже не в словах, скорее в интонации. Интонацию не заметить невозможно, она сквозит везде и во всем - в стихах, в биографических очерках, в письмах. У Блока интонация очень большой сдержанности, особенно по отношению к самому себе и напротив в его отношении к каждому «другому» много внимания, сочувствия, а порой и смирения. Он ни на словах, ни в музыке творчества не горд, хотя гордится вроде были основания, но нет не горд совсем. Если читали его записные книжки (вплоть до тяжелого финала жизни), то там особенно заметно это редкое свойство. Вот это, по-моему, остро ощутил и подметил Шмеман - разницу между ними. И ещё, А.Ш. слишком далек был, в отличие от нас вами, от соцреализма, так что скорее у него просто пафос, а я кстати не против пафоса, хоть он и не в моде) Написано то с любовью, жаль, что вы её не хотите там видеть.. очень жаль. МЦ весьма трагическая фигура, а что в своей трагедии сам человек активно участвует - безусловный факт. Человек в большой степени сам творец своей трагедии, а не только своего счастья. И характер этой трагедии, её обстоятельства и участники - всё имеет значение, все неслучайно..Как говорил один древнегреческий философ: "Я не знаю этого человека, я не видел, как он умирал".
Всё сделанное может наводить на ту или иную мысль (не на приговор, подчеркиваю!). Ни разу не воспринимаю Шмемана, как обвинителя, скорее, как человека, помогающего мне прояснять мучительные и опасные крены в самой себе, через яркие примеры, в том числе про любимых мною людей.
 
posted by [identity profile] rose2liane.livejournal.com at 12:42pm on 05/01/2013
кто-то из биографов сказал, что даже голодая, в военные годы, Ахматова никогда бы не наклонилась за полугнилой луковицей на дороге, а Цветаева - подбирала. Мне обидно, когда ее обвиняют в гордыне - это было ее маской, защитой от непонимания. И понятно, что ее трагедия - отнюдь не только "бессмысленная Елабуга"
А Блок... Вот уж у кого лирический герой не совпадает с личностью поэта. Там столько всего намешано было - существовала и другая сторона жертвенности, отказа от быта, революционного и любовного пафоса.
"Душевные крены" свойственны почти всем в той или иной степени, гениальность - тоже определенный крен личности, и чем гениальней, тем сложнее для примеривания "на себя"
По крайней мере я ни осуждать ни оценивать по себе не берусь, и кажется странным, как легко это делают другие.
 
posted by [identity profile] arinin-den.livejournal.com at 01:23pm on 05/01/2013
"Обвиняют в гордыне" - этого слова никто не произносил, было сказано гордость.
Не просить луковицу - не страшно, другим от этого не больно.
Намешано у всех, никто не спорит, просто каждый сам решает, что предпочесть, чьи зонги слушать, с кем идти. Мой выбор во всех смыслах в пользу Блока, хотя страшного в нем хватало, но.. с ним все же светлее, да вот и у Цветаевой, имхо, лучшие стихи посвящены Блоку)
Если вам по-пути с Цветаевой,я точно не возражаю! Но вот ровно-одинаково, смотреть на разных людей, разные стихи и разные поступки, при всем желании не смогу, уж простите)
 
posted by [identity profile] rose2liane.livejournal.com at 01:31pm on 05/01/2013
что-то не получается у меня мысли высказывать)
ну да ладно..
я всего лишь о том, что невозможно мерить несоизмеримые и неизмеримые величины . Тем более личными мерками.
 
posted by [identity profile] arinin-den.livejournal.com at 02:06pm on 05/01/2013
"несоизмеримые и неизмеримые величины . Тем более личными мерками."
Кто несоизмерим, кто неизмерим, а кто легко просчитывается на раз-два-три - очень сложно определить.. я не возьмусь) Но даже если отбросить сомнения на сей счет, и принять ваш тезис за аксиому, то говорить придется только комплименты. А мерки они всегда ведь в некотором роде личные, безличных мерок ещё поискать надо)
 
posted by [identity profile] rose2liane.livejournal.com at 02:23pm on 05/01/2013
да, вот эти сомнения "а могу ли я судить" наверное, моя слабость.
А хорошо бы, чтоб были такие эталонные единицы - 1 блок ответственности, один островский мужества, три есенина раздолбайства)
 
posted by [identity profile] arinin-den.livejournal.com at 02:48pm on 05/01/2013
Отличная идея! 1 Пушкин гармоничности, один Платон мудрости, один Моцарт солнечности, 1 Бах космичности! Положим начало новым единицам измерения в 2013 году, ура товарищи!))
 
posted by [identity profile] rose2liane.livejournal.com at 03:04pm on 05/01/2013
да, тут широкое поле для деятельности)
 
posted by [identity profile] rose2liane.livejournal.com at 03:07pm on 05/01/2013
1 ЛФ внутренней освещенности!
 
posted by [identity profile] arinin-den.livejournal.com at 03:20pm on 05/01/2013
да!))
 
posted by [identity profile] neckapb.livejournal.com at 08:55pm on 04/01/2013
Про Набокова особенно сильно.
 
posted by [identity profile] arinin-den.livejournal.com at 09:11pm on 04/01/2013
Да!
 
posted by [identity profile] elena-ja.livejournal.com at 06:20am on 05/01/2013
Про Набокова отлично! Вчера читала его интервью. Помнишь, якобы он говорил о мещанстве американцев? Так вот в подтверждение своей (моей) правоты - он "этого не говорил. Эта фраза вытянута из контекста и, как шарообразная глубоководная морская рыба разорвалась, пока ее тянули". Далее (и пускай я буду зануда): "на самом деле я сказал, что в отношении мещанской вульгарности - которую я действительно считаю чрезвычайно вдохновительной - не существует никакой разницы между американскими и европейскими нравами. Далее я говорю, что пролетарий из Чикаго может быть точно так же буржуазен, как английский лорд".
 
posted by [identity profile] arinin-den.livejournal.com at 10:54am on 05/01/2013
Ну я собственно что-то подобное и думала о его отношении к мещанству.
Да, это была заметно нарочито "выделенная" цитата, И сомнения она вызывала сразу, даже если хотелось верить)
 
posted by [identity profile] zdobinutom.livejournal.com at 07:01am on 05/01/2013
а как Блок "преображает свои творчеством тьму"?
 
posted by [identity profile] arinin-den.livejournal.com at 11:03am on 05/01/2013
Я думаю в глубинах творчества.. где не смотря на очень сложный комплекс чувств, он остается далек от какой либо гордыни и полон мужества жить на шаг в стороне от себя.. мужества принимать данное, смиряться с ним, не алкать не требовать..но свидетельствовать. И в результате, смог среди прочего, написать и такие вирши, про которые Маяковский говорил что-то вроде того - у меня много хороших стихов, а у Блока мало, но каждый его один стоит моих десяти.
Истина, имхо, открывается в полёте и (парадоксально!) одновременном смирении духа. У Блока это было.

March

SunMonTueWedThuFriSat
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12 13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31